Специально для тех, у кого сама мысль о полете на борту воздушного лайнера вызывает чувство беспокойства, стресс, панику, авиакомпания Luxair проводит семинары по преодолению аэрофобии. Очередной семинар пройдет 24-25 мая.
Занятия проводят специалисты авиакомпании – психолог, командир корабля и бортпроводники, сообщает "Служба континентов".
За 580 евро с человека пассажиров научат, как не бояться летать, а кроме того, накормят, напоят, выдадут сертификат и обеспечат билетом до Люксембурга и обратно рейсами Luxair.
Около трети всех путешествующих по воздуху пассажиров испытывают страх перед полетами. А некоторые люди и вовсе отказываются летать, поскольку не в силах справиться со своей паникой. А ведь путешествие самолетом намного безопаснее, чем, например, в автомобиле – это подтверждено статистическими данными.
Почему же люди боятся полетов? Психологи считают, что это происходит из-за того, что мы боимся именно тех ситуаций, из которых невозможно найти выход. ДТП боятся гораздо меньше, поскольку чисто подсознательно у всех заложено, что в аварии шансы выжить более высоки. Хотя на самом деле в ДТП погибает гораздо большее число людей, чем при авиакатастрофах.
Проявляется аэрофобия, кстати, у мужчин и женщин по-разному. Женщины боятся конкретных моментов — аварии, падения, захвата самолета террористами или своей непроизвольной бурной реакции на все это, а мужчины — самого процесса полета на большой высоте в непонятном агрегате, который им никак не подчиняется.
Многочисленные исследования доказывают определенную связь между способностью к формированию панических реакций вообще и авиафобией в частности. В большинстве случаев аэрофобию можно рассматривать как проявление более глобальной психологической проблемы – склонности к паническим реакциям. Обостряясь на фоне депрессии, усталости, в стрессовых ситуациях, это свойство может находиться в дремлющем состоянии в психологически комфортные периоды жизни.
Значительно реже аэрофобия носит изолированный характер, и предметом панического страха становится только то, что связано с воздушными путешествиями, а в остальных ситуациях человек не испытывает ничего похожего. Кроме того, при аэрофобии различается и само содержание страха: для одних людей это страх катастрофы из-за технических неисправностей, или природных катаклизмов (страх перед неуправляемыми разрушительными условиями окружающей среды).
Другие же боятся, что в момент перелета что-нибудь случится с их физическим здоровьем, им станет плохо, случится сердечный приступ, инсульт от перемены давления и т.д., а выхода из замкнутого пространства салона нет, и оказание срочной медицинской помощи невозможно (разновидность клаустрофобии). Есть, наконец, случаи, когда человек боится впасть в панику (страх утраты контроля над собой).
Это лишь общий перечень причин и форм страха. Он далеко не полон, но в любом случае, каждый из них (как и при любой другой фобии) сводится к двум основным: это страх смерти и страх потери контроля над своими действиями.
Тем не менее, летать надо, и мы вынуждены приспосабливаться: Иногда во время перелета удается отбросить мысль об опасности, отвлечься книгой, музыкой или фильмом. Для кого-то средством, позволяющим избавиться от внутреннего волнения служат транквилизаторы, либо алкоголь.
В современной психотерапии существует множество лекарственных и нелекарственных методов лечения фобий вообще и аэрофобии в частности. Универсального средства, однако, не существует. Возможно, из–за этого аэрофобия носит дурную славу почти неизлечимой болезни.
Успех лечения, как пишут психологи, всегда зависит от тщательного анализа всех индивидуальных особенностей состояния в каждом отдельном случае, от контекста той личности, в рамках которой это состояние развивается, - то есть поиска исходных причин болезни.
При таком подходе обычно обнаруживается, что даже в случае изолированной фобии, при всей внешней простоте состояния, причины его не так очевидны, как кажется на первый взгляд. Ключ к решению данной медицинской проблемы, безусловно, находится в учете всех, в том числе скрытых особенностей и причин страха перелетов.