Привыкшие к «турецкому» сервису туристы вряд ли оценят и полюбят Абхазию. Море теплое, пляжи чистые, анимация есть, но... Нет такого лоска лени и блаженства отдохновения.
А вот если хочется не просто поджариваться весь отпуск на лежаке, но еще успеть посмотреть красивые и древние места, пообщаться с людьми, ощутить этот уголок земли - Абхазия именно то, что надо.
Тем более что загранпаспорт для поездки не нужен, по-русски говорят все, валюта - российские рубли. Почти как дома, только - другая страна, невероятно гостеприимная. Которая умудряется жить без суеты и как будто дае без времени, и где не принято совершать лишних телодвижений.
Туристы приносят Абхазии почти половину всех доходов. Поэтому путешественников из России здесь любят, ценят и ждут.
А мы решили съездить и посмотреть, как готовятся черноморские курорты к новому сезону отпусков.
|
ДВА БЕРЕГА РЕКИ ПСОУ
Абхазия остается почти изолированной от внешнего мира - попасть сюда можно только из России, через пограничный переход в Адлере.
Если ехать на машине, то перед границей придется покинуть автобус и несколько сотен метров нейтральной полосы пройти пешком по мосту через бурную речку Псоу.
Граница вполне настоящая, - есть даже магазин duty-free. На российской стороне все «по-взрослому»: таможенники пропускают через рентген сумки, пограничники бдительно проверяют документы. Машины досматриваются на ямах, - мышь не проскочит. Из-за такого бдительного контроля, летом, в разгар сезона, здесь можно провести в очередях по четыре-пять часов. Даже в мае на все про все ушел почти час.
Зато на абхазской стороне все очень гостеприимно: покажи в окошко паспорт и купи медицинскую страховку. Все! А пока будешь ждать свой транспорт, можно сразу же приступать к дегустации местных вин: ларек работает прямо на пограничном посту, в нем же продают одноразовые стаканчики и есть штопор.
Пешеходы отправляются по другому пути. Длинных очередей здесь не собирается, но на всей нейтральной полосе - около километра! - раскинулся огромный базар. Правда, ходить по нему с сумками по жаре - удовольствие сомнительное.
|
Через всю Абхазию с севера на юг идет главная трасса страны - чуть больше 100 километров неплохого асфальта, на котором лихие абхазы разгоняются больше 130 километров в час. Автоинспекторы встречаются довольно часто, но вмешиваться в стремительный полет земляка считают недостойным для себя занятием. Разве что приветственно махнут рукой: «Настоящий орел!».
Вдоль дороги стоят парами памятники погибшим в двух войнах - в «Большой» (Великой Отечественной) войне и «Последней» (Грузино-абхазский конфликт 1992-1993 годов). Водитель может махнуть рукой на любой придорожный дом: «Здесь большие бои были» или «Здесь грузины мою маму пытались убить», - и поехать дальше.
Кроме постоянных воспоминаниях местных, разрушенных грузинских школ и периодически встречающихся заброшенных зданий, о «Последней» войне тут уже ничего не напоминает.
- К нам некоторые боятся приезжать. А посмотрели бы на российские войска в пограничном Гальском районе, сразу бы поняли, что больше нам ничего сделать даже не попытаются, - авторитетно заявляет отставной офицер, директор пансионата «Литфонд» в Пицунде Анатолий Авидзба.
|
ТУРИСТОВ ХВАТАЕТ, НОМЕРОВ НЕТ
Выбор мест, где в Абхазии может поселиться турист, впечатляет: от «койко-мест» за 150 рублей в сутки, до недавно построенных небольших роскошных отелей, в которых не брезгуют останавливаться даже российские министры, приезжающие в Абхазию по делам. Простому человеку сутки жизни в таком дворце на полном пансионе обойдутся в 6 тысяч рублей.
- Мы в нашу гостиницу уже вложили 11 миллионов долларов, надо будет еще 5 - 6 миллионов потратить на доделку, - рассказывает директор отеля «Дельфин», расположенного в поселке Лдзаа чуть южнее Пицунды, Руслан Гумба. - В прошлом году открылись, пока что наши 43 номера бывают заполненными только два месяца в году.
Сезон в Абхазии короткий - пик в июле и августе, и это большая головная боль для тех, кто принимает туристов. Поэтому здесь особенно рады всем гостям, приезжающим в другое время года. В том же «Дельфине» в середине мая была всего одна постоялица. Но ради нее работали все службы отеля.
- Говорят, у нас высокие цены, в ту же Турцию из России съездить будет дешевле. Но от туристов отбоя нет, в «высокий сезон» для них не хватает номеров в отелях, - рассказывает заместитель председателя комитета Абхазии по курортам и туризму Вячеслав Барциц. - Сейчас пошли инвестиции, мы строим и ремонтируем отели, но сезон-то короткий, поэтому вложения быстро не окупятся.
|
По мнению генерального директора российской турфирмы «Роза Ветров» Елены Воеводиной, активнее других в свою базу отдыха вкладывает деньги директор «Солнечного» Римма Ардзинба:
- У нас тут бывший пансионат для детей ЦК КПСС. Санаторий для взрослых был наверху, а здесь раньше жили дети чиновников в таких вот смешных полубочках (см. фото. - Ред.). Мы провели в них канализацию, сделали душ...
Ощутить себя на денек Диогеном стоит 960 рублей, питание включено в стоимость.
|
Большинство отелей, которым достались корпуса бывших союзных здравниц, испытывают похожие проблемы. В пицундском «Литфонде», который раньше был Домом творчества союза писателей СССР, обновили номера, заменили сантехнику, установили собственный резервный генератор, а до дверей просто не дошли руки.
В итоге сервис, с одной стороны, приближается к европейским 4-звезодочным отелям, но ...неожиданно упирается в шаткую фанерную загородку вместо двери в номер. Не то что вышибить плечом - пальцем взломать можно. Из-за щелей в гостинице великолепная слышимость...
Это не помешало принять в 2009 году 12 тысяч гостей, на это лето турфирмы уже к маю забронировали на весь сезон места для своих клиентов. Цена вопроса - 20 тысяч рублей за 10 дней отдыха.
В комитете абхазского правительства по туризму рассказывают, что сейчас главное внимание уделяют качеству услуг для отдыхающих. Цены ценами, но часто мелочи портят все впечатление.
- У нас даже экскурсию организовать совсем не просто: нужно подготовить маршрут, зарегистрировать его, экскурсоводы перед сезонам обязательно сдают сертификационный экзамен, - комментирует Римма Ардзинба. - Проверяют транспорт, качество донесения информации до туристов.
|
СТРАНА ДУШИ И ВКУСНОЙ ЕДЫ
Впрочем, главное, что предлагает Абхазия туристам тут было и раньше. Море и горы созданы природой. Храмы возводили с первых веков нашей эры. Осушением болот занялись еще при царе. В советское время на побережье сделали курорт, проложили железную дорогу, построили вокзалы и большие пансионаты. Театры, парки и колоннады появлялись при той и другой власти.
Когда говорят, что «Абхазия - страна души», это можно понимать вполне буквально. Здесь все очень милы и приветливы. Но сохранено и работает только то, без чего нельзя обойтись. Знаменитый театр в Гаграх лежит в руинах, железнодорожная ветка, по которой раз в несколько дней проходит поезд Москвы-Сухуми, поросла травой, вокзалы стоят заброшенные и заколоченные.
На одной из двух больших станций в Гаграх грустят несколько заброшенных вагонов. В опустевшем здании вокзала обжита только комната милиции, рядом с ней на лавочке скучает единственный постовой.
- Скоро поезд будет? - спрашиваю я его.
Служивый поднимает глаза на разбитый циферблат часов, остановившихся много лет назад:
- Дня через три, - говорит он задумчиво, - или четыре...
Транспорт - одна из головных болей всей Абхазии. Погранпереход через Псоу местные жители недолюбливают, но и обходится без него не могут - это единственная дорога во внешний мир.
В Сухуми есть аэропорт, там могут садиться самолеты всех типов. Полоса исправна: время от времени здесь приземляются «литерные» рейсы с российскими чиновниками. А запустить пассажирские перевозки уже несколько лет не удается: надо восстановить аэровокзал, сигнальное оборудование, авиационную инфраструктуру...
И когда получится - не понятно. То ли денег не хватает, то ли просто потому, что в Абхазии очень не любят делать то, без чего в принципе можно и обойтись.
|
А вот необходимые дела здесь в большом почете. Например, еда. Раз уж без нее никак - то она должна быть вкуснейшей, недорогой и обильной. В пансионатах кормят очень неплохо, но настоящий гурманский кайф можно получить только в апацхе.
Так называют небольшие национальные ресторанчики, разбросанные по всей стране.
Вообще, слово «апацха» означает «жилище абхазов». Стены из плетенных прутьев, крыша, а под ней - открытый очаг, на котором и готовят еду. Написанное на русском языке меню понять почти невозможно. Разве что смутно знакомое слово «мамалыга» встретится.
Можно посоветоваться с местными, но проще заказывать наугад - здесь все вкусное. Размер порции лучше уточнить - если съесть огромную тарелку мамалыги, которую подают с двумя здоровенными ломтями соленного домашнего сыра, то на дегустацию остальных блюд места в животе не останется даже у самых прожорливых едаков. Вроде простая кукурузная каша, а вкусно невероятно, не оторвешься! Полноценный обед с деликатесами и спиртным будет стоить здесь максимум 400 рублей на человека.
Запивать жаренные куски мяса, потрохов и ломти сыра надо местным вином или чачей - виноградным самогоном, крепостью под 70 градусов. Чачу можно купить и на рынках - 300 рублей за 1,5 литра, но в апацхе она будет лучше. Здесь на стол ставят домашнюю, на продажу так хорошо напиток не очищают.
|
СКОЛЬКО РОССИЯН ОТДОХНУЛИ В АБХАЗИИ В 2009 ГОДУ
В гостиницах и пансионатах останавливались 100 тысяч туристов.
С однодневными экскурсиями из Краснодарского края приезжали 200 тысяч человек.
«Дикарями» провели здесь свой отпуск 500 тысяч туристов из России.
Для сравнения: около 500 тысяч российских отпускников отдохнули за год в Испании. В Турции - больше 2 миллионов.
А вы отдыхали в Абхазии? Что понравилось, а что не очень? Ждем ваших мнений!